Основы программирования на C#


Построение программных систем методом "раскрутки". Функции обратного вызова


Метод "раскрутки" является одним из основных методов функционально-ориентированного построения сложных программных систем. Суть его состоит в том, что программная система создается слоями. Вначале пишется ядро системы - нулевой слой, реализующий базовый набор функций. Затем пишется первый слой с новыми функциями, которые интенсивно вызывают в процессе своей работы функции ядра. Теперь система обладает большим набором функций. Каждый новый слой расширяет функциональность системы. Процесс продолжается, пока не будет достигнута заданная функциональность. На рис.20.3, изображающем схему построения системы методом раскрутки, стрелками показано, как функции внешних слоев вызывают функции внутренних слоев.

Построение системы методом "раскрутки"

Рис. 20.3.  Построение системы методом "раскрутки"

Успех языка С и операционной системы Unix во многом объясняется тем, что в свое время они были созданы методом раскрутки. Это позволило написать на 95% на языке С транслятор с языка С и операционную систему. Благодаря этому, обеспечивался легкий перенос транслятора и операционной системы на компьютеры с разной системой команд. Замечу, что в те времена мир компьютеров отличался куда большим разнообразием, чем в нынешнее время. Для переноса системы на новый тип компьютера достаточно было написать ядро системы в соответствии с машинным кодом данного компьютера, далее работала раскрутка.

При построении систем методом раскрутки возникает одна проблема. Понятно, что функциям внешнего слоя известно все о внутренних слоях и они без труда могут вызывать функции внутренних слоев. Но как быть, если функциям внутреннего слоя необходимо вызывать функции внешних, еще не написанных и, возможно, еще не спроектированных слоев? Возможна ли симметрия вызовов? На первый взгляд, это кажется невозможным. Но программисты придумали, по крайней мере, два способа решения этой проблемы. Оба они используют контракты. Один основан на функциях обратного вызова, другой - на наследовании и полиморфизме. Мы разберем оба способа, но начнем с функций обратного вызова.

Пусть F - функция высшего порядка с параметром G функционального типа. Тогда функцию G, задающую параметр (а иногда и саму функцию F), называют функцией обратного вызова (callback функцией). Термин вполне понятен. Если в некотором внешнем слое функция Q вызывает функцию внутреннего слоя F, то предварительно во внешнем слое следует позаботиться о создании функции G, которая и будет передана F. Таким образом, функция Q внешнего слоя вызывает функцию F внутреннего слоя, которая, в свою очередь (обратный вызов) вызывает функцию G внешнего слоя. Чтобы эта техника работала, должен быть задан контракт. Функция высших порядков, написанная во внутреннем слое, задает следующий контракт: "всякая функция, которая собирается меня вызвать, должна передать мне функцию обратного вызова, принадлежащую определенному мной функциональному классу, следовательно, иметь известную мне сигнатуру".

Наш пример с вычислением интеграла хорошо демонстрирует функции обратного вызова и технику "раскрутки". Можно считать, что класс HighOrderIntegral - это внутренний слой нашей системы. В нем задан делегат, определяющий контракт, и функция EvalIntegral, требующая задания функции обратного вызова в качестве ее параметра. Функция EvalIntegral вызывается из внешнего слоя, где и определяются callback функции из класса Functions.

Многие из функций операционной системы Windows, входящие в состав Win API 32, требуют при своем вызове задания callback-функций. Примером может служить работа с объектом операционной системы Timer. Конструктор этого объекта является функцией высшего порядка, и ей в момент создания объекта необходимо в качестве параметра передать callback-функцию, вызываемую для обработки событий, которые поступают от таймера.

Пример работы с таймером приводить сейчас не буду, ограничусь лишь сообщением синтаксиса объявления конструктора объекта Timer:

public Timer(TimerCallback callback,object state, int dueTime, int period);

Первым параметром конструктора является функция обратного вызова callback, которая принадлежит функциональному классу TimerCallback, заданному делегатом:

public delegate void TimerCallback(object state);




Начало  Назад  Вперед